alienordis (alienordis) wrote,
alienordis
alienordis

Categories:

Историзм в моде XIX - начала XX века.

Историзм - это понятие очень особенное. Возникнув в конце XVIII века, когда, благодаря достижениям историков и археологов, европейцы вдруг открыли для себя, что помимо античности в прошлом их цивилизации было еще много чего, заслуживающего внимания, он остается актуальным и по сегодняшний день. Возможно, секрет такого долголетия заключается в том, что историзм, в отличие от стилей предыдущих эпох, никогда не был "всепоглощающим". Он сосуществовал с другими направлениями в искусстве: от классицизма до панка, причем, часто служа им органичным дополнением.

Пик популярности историзма пришелся на XIX век. Он нашел отражение во всех аспектах европейской культуры: литературе, архитектуре, театре, музыке, живописи, декоративно-прикладном искусстве, танце, организации развлечений и праздников и, конечно, в моде. Сегодня речь пойдет именно о ней.

2006AV6114_jpg_l
© Victoria and Albert Museum, London.


Историзм сказался в первую очередь на женском костюме. Причем он был настолько популярен, что, согласно статье в "Новом русском базаре" 1882 года, мода "... перенесла нас на несколько столетий и возобновила все те фасоны, в которых щеголяли наши предки... Нарядные платья, это ничто иное, как самые верные снимки с туалетов Марии Стюарт, Маргариты Валуа, Марии Антуранетты, графини Монтеспан и других дам, игравших весьма важную роль не только в обществе, но и в моде... Теперь можно заказать себе платье во вкусе Любовика XV, Маргариты Валуа и других".

Разумеется, как любой журналист, автор заметки ради красного словца несколько грешил против истины. Однако в его словах была большая доля правды. На страницах модных журналов второй половины XIX века часто попадаются "исторические" названия.

Историзм нашел свое воплощение в изменениях пропорций, силуэта и покроя платья, в цветовом решении, в характере декора, в фактуре и орнаментике тканей, вышивок и кружева. Кутюрье XIX века искали вдохновения в самых разных странах и эпохах, подчас смешивая их между собой в одном костюме. Здесь я приведу лишь самые популярные мотивы.

1. Рококо.
Гладкий, прилегающий лиф, узкий рукав, обрамленный кружевом, квадратный вырез декольте, пастельные ткани, украшенные богатым рисунком... Здесь было чем вдохновиться модельерам и их заказчикам.

Платье. 1770-е годы.
CI30
Платья из собрания музея Метрополитен. Фото с официального сайта музея www.metmuseum.org/ .

Вечернее платье. 1876-1878 г.
2006AV6110_jpg_l
© Victoria and Albert Museum, London.

Вечернее платье. 1881 г.
2006AV6114_jpg_l
© Victoria and Albert Museum, London.

Дневное платье. 1872 г.
DT5639-crop

2. Стиль эпохи Марии Медичи.
Подвески-аксельбанты, двойные рукава или рукава с буфами, лифы со шнипом (шнип - клин спереди лифа), прямоугольные фестоны, образующие баску (широкая оброка, пришитая по линии талии)... Все это подарил рубеж XVI-XVII веков рубежу XIX-XX веков.

Портрет Марии Медичи. 1593-1595 г.
MariadeMedici04

Платье для формальных приемов. 1890-е г.
64_115_2a-b_front_CP4
Платья из собрания музея Метрополитен. Фото с официального сайта музея www.metmuseum.org/ .

Визитный костюм. 1880-е гг.
20121109_122048
Иллюстрация из книги "Чарльз Ворт и работы его фирмы в собрании Эрмитажа". СПб., 2000.

3. Средневековье.
Средние века в моду второй половины XIX века вошли такими, как их видели художники-прерафаэлиты. (Это было направление в английской живописи, образовавшееся в начале 1850-х годов с целью борьбы против слепого подражания классическим образцам. Название «прерафаэлиты» должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело.)

Так средневековая мода выглядела на страницах манускриптов.
Книжная миниатюра. Между 1305 и 1315 годом.
Codex_Manesse_Ulrich_von_Singenberg_2

А так на полотнах прерафаэлитов.
Данте Габриэль Россетти. Пиа де Толоме. 1868-1880.
Rossetti_-_Pia_de_Tolomei

Прерафаэлиты создали в изобразительном искусстве новый тип красоты — средневековый образ идеальной женственности: отрешённый, спокойный, таинственный. Женщины на их полотнах были одеты в длинные струящиеся платья без жесткой линии талии. Из картин эти платья перекочевали в реальную жизнь. Их отличала натуральность материалов, приглушенные, естественные цвета и отсутствие необходимости одевать под них корсет. Они очень не походили на высокую моду того времени и стали очень популярны среди богемных девушек.

Степень богемности платья могла варьироваться в зависимости. Вот это, например, достаточно радикальный вариант.
Платье. 1905.
2006AV6101_jpg_l
© Victoria and Albert Museum, London.

А этот, напротив, вполне конвенциональный.
Дневное платье. 1885
86_172_front_CP4
Платья из собрания музея Метрополитен. Фото с официального сайта музея www.metmuseum.org/ .

Такие платья могли быть даже вечерними.
Вечернее платье, 1905
DT9841
Платья из собрания музея Метрополитен. Фото с официального сайта музея www.metmuseum.org/ .

4. Итальянское возрождение.
В 1890-е гг. В моду входят огромные пышные рукава с густой сборкой у плеча, получившие название «жиго», явное заимствование из арсенала модного костюма Возрождения.

Тициан. Любовь земная и любнн небесная. 1512-1515 гг.
800px-Tizian_029

Платье. 1895.
kioto 1890_2
©The Kyoto Costume Institute, photo by Takashi Hatakeyama©The Kyoto Costume Institute, photo by Takashi Hatakeyama

Дневное платье. 1892-1894.
2006AV6124_jpg_l
© Victoria and Albert Museum, London.

Вечернее платье. 1894.
2006AV6122_jpg_l
© Victoria and Albert Museum, London.

На смену историзму на рубеже XIX и XX века пришел стиль модерн. Историзм сам стал историей. И когда в 1910-е гг. в моду вошли свойственные ампиру легкие струящиеся ткани, завышенная линия талии и мягкий силуэт, этот стиль уже называли неоклассицизмом.

Кариатида. Древняя греция, около 420 г. до н.э.
Caryatid_Erechtheion_BM_Sc407_2
Источник: Википедия.

Платье в стиле ампир. 1800.
2006AM7793_jpg_l
© Victoria and Albert Museum, London.© Victoria and Albert Museum, London.

Вечернее платье. 1911.
DT440
Платья из собрания музея Метрополитен. Фото с официального сайта музея www.metmuseum.org/ .

Вечернее платье. 1910-1914.
DT414
Платья из собрания музея Метрополитен. Фото с официального сайта музея www.metmuseum.org/ .

При подготовке заметки использовалась информация из издания "Чарльз Ворт и работы его фирмы в собрании Эрмитажа". СПб., 2000, а также с сайтов Музея Метрополитан, музея Виктории и Альберта и Киотского института моды.


Другие мои посты про моду можно посмотреть здесь:
Мода belle epoque в платьях Чарльза Ворта.
Мода рубежа 19-20 веков: от историзма к модерну.

Tags: 19 век, 20 век, belle epoque, мода
Subscribe

  • Вершина готического реализма

    Когда-то давным-давноя причитала в весьма уважаемой искусствоведческой книжке, что в большинстве стран Ренессанса как такового не было, а было…

  • Все оттенки Шотландии

    Как вы уже могли обратить внимание, в Шотландию я влюбилась с первого взгляда и всем сердцем. Сегодня будут только фотографии - уверена, вы меня…

  • Брайтон бич: замерзшие чайки и горячие сердца.

    Сегодня с утра моя френдлента на Facebook'е пестрит фотографиями заснеженного Нью-Йорка. По этому поводу вспомнила про годичной давности снимки…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments