alienordis (alienordis) wrote,
alienordis
alienordis

Category:

Историзм в моде XIX - начала XX века. Издание второе, переработанное и дополненное.

Как-то я уже писала на эту тему, но уняться никак не могу. Так что читайте издание второе, сильно переработанное и дополненное новой информацией и новыми картинками :)

Историзм вошел в моду в самом конце XVIII века и с тех пор так из никогда и не выходил. Но наивысший свой расцвет он пережил в XIX веке. Историзм нашел отражение во всех аспектах европейской культуры того периода: литературе, архитектуре, театре, музыке, живописи, декоративно-прикладном искусстве, танце, организации развлечений и праздников... Особенное влияние он оказал на женский костюм. Собственно, именно о нем сегодня и пойдет речь.

Платье, стилизованное под эпоху рококо. 1880 год / Франсуа Буше. Портрет Маркизы де Помпадур - законодательницы стиля в эпоху рококо. 1759 год.
3
Источник фото: www.metmuseum.org


Особенностью исторических стилей было то, что когда в моду входили новые, старые никуда не исчезали. Греческие хитоны и набивные шелка эпохи рококо комфортно сосуществовали друг с другом. Возможно, именно этим и объясняется, почему историзм так долго был популярен. Он не диктовал, а предлагал варианты. Исторических стилей было невероятное множество, они основывались на эстетическом наследии самых разных стран и эпох и могли даже смешиваться в одном костюме. Однако у вхождения в моду каждого нового исторического стиля была своя предыстория.

Античность
Историзм вошел в женскую моду только в самом конце XVIII века. До этого момента всеобщее восхищение античностью, так заметно проявившееся в искусстве классицизма, почему-то моду обходило стороной. Но около 1795 года сдался и этот последний бастион. Женщины начали одеваться в пастельные струящиеся платья, напоминающие (как казалось тогдашним модницам) греческие хитоны или римские туники.

Платье. 1805-10 гг.
1982.56.2_F
Источник фото: www.metmuseum.org

Танагрская статуэтка. 250-200 гг. до н.э.
485px-Terracotta_da_tanagra,_musa_con_la_cetra,_250-200_ac.
Фото из Википедии.

Настенная живопись из г. Помпеи. Около 30 г. н.э.
547px-Pompejanischer_Maler_um_30_001
Фото из Википедии

Бальное платье. 1804-5 гг.
DT7445
Источник фото: www.metmuseum.org

Платье. Около 1810 г.
53.172.3.1_front_CP4
Источник фото: www.metmuseum.org

Готические стили
В 1810-х годах влияние античных одежд на моду было еще очень значительно, однако, уже тогда в женском костюме стали появляться первые элементы "готических" стилей (к ним относили все стили, содержавшие отсылки к моде XII-XVII вв., которые часто смешивали между собой в одном костюме). Это был ответ на новую манию, охватившую общество - повальное увлечение средневековьем. Сложно сказать, откуда это увлечение возникло. Здесь все сыграло свою роль - и успехи историков в изучении этого периода, и разочарование классицистическим рационализмом, наступившее с крахом французской революции, и крайне популярные романы Вальтера Скотта и других авторов, писавших о рыцарских временах... Как бы то ни было, с этого времени элементы моды XII-XVII вв. стали очень популярны в женской одежде.

Необходимо отметить, что больше всего элементов "готические стили" переняли из костюма XVI-XVII века, когда готика уже давным-давно отжила свое. Но таково уж было тогдашнее мировосприятие - именно буффы на рукавах и гофрированные воротники в первую очередь ассоциировались у широкой общественности со средневековьем.

Ротонда. Около 1820 г.
2006AV6212_jpg_l
© Victoria and Albert Museum, London.

Портрет Марии Медичи. Алессандро Аллори. Около 1555 года.
Alessandro_Allori_003

Бальное платье. 1811 г.
C.I.66.38.1ab_F
Источник фото: www.metmuseum.org

Бальное платье. 1820 г.
CP822_front_CP4
Источник фото: www.metmuseum.org

Стиль рококо.
В 1820-30-х гг. к "готическим" стилям добавились и стили, характерные для XVIII столетия. Все началось с тканей. Популярные в XVIII веке шелка очень хорошо подходили к вошедшему в 1820-30 гг. в моду силуэту с пышными юбками и рукавами. Ткань эта была очень дорогая и женщины стали перешивать старые, вышедшие из моды платья. Не малую роль в возвращении в моду элементов женского костюма XVIII века сыграла реставрация Бурбонов, всячески подчеркивающих преемственность своей власти и величие Франции в эпоху Людовика XV.

Платье, сшитое в 1827-9 гг. из ткани 1770-80 гг.
2006BB4780_jpg_l
© Victoria and Albert Museum, London.

Robe à la française. Конец XVIII века.
IMG_8472

Уже во второй половине XIX века к тканям эпохи рококо добавились и конструктивные особенности платьев той эпохи. Гладкий, прилегающий лиф, узкий рукав, обрамленный кружевом, квадратный вырез декольте, украшения в виде бантов, раскрывающиеся спереди лиф и юбка...

Платье. 1770-е годы.
CI30
Источник фото: www.metmuseum.org

Платье. 1878-1880.
2012FH8114_jpg_l
© Victoria and Albert Museum, London.

Платье. 1885 год.
33.81a-b_front_CP4
Источник фото: www.metmuseum.org

Воротник "Берта".
Воротник "Берта" - широкий воротник, спадающий на плечи и обычно обрамляющий глубокое декольте - вошел в моду во второй половине 1830-х гг. Он был назван в честь Большеногой Берты, матери Карла Великого, знаменитой своей целомудренностью. Лично я никаких связей между средневековым костюмом (и даже целомудрием) и этим модным аксессуаром не нашла, зато он очень похож на кружевные воротники, популярные в середине - второй половине XVII века.

Платье. 1842 г.
2006AV6222_jpg_l
© Victoria and Albert Museum, London.

Берта, королева франков. Копия XIX века с оригинала XIII века.
265px-Bertrada_Broadfoot_of_Laon_Berthe_au_Grand_Pied_Versailles

Жан Нокре. Портрет Марии-Терезии Австрийской, жены Людовика XIV. Около 1660 года.
Marie_Thérèse_d'Autriche_by_Nocret

Каспар Нетшер. Портрет девушки. Около 1660 г.
girl_netscher_1660

Платье. 1845-6 гг.
1981-1.210.3_F
© Victoria and Albert Museum, London.

Платье для визитов. 1845-50 гг.
29.1159_CP4
Источник фото: www.metmuseum.org

Свадебное платье. 1867 год.
2006BB4791_jpg_l
© Victoria and Albert Museum, London.

MNY73655MNY252450
Источник фото: www.mcny.org

Отделка "Ван Дейк"
Такое название получила отделка, по форме напоминающая фестоны на воротниках с картин ван Дейка. Она в XIX веке также ассоциировалась со средневековыми мотивами.

Портрет Карла I. Ван Дейк. 1635-36 гг.
Anthonis_van_Dyck_041-1

Отделка "Ван Дейк" могла быть кружевной и тогда использовалась в украшении воротников и рукавов...

Бальное платье. 1860.
DT7579
Источник фото: www.metmuseum.org

Платье. 1867 г.
C.I.45.68.8a–c_F
Источник фото: www.metmuseum.org

А могла быть служить декоративным обрамлением края юбки или шлейфа. В этом случае, зубчики просто вырезались по краю ткани.

Платье. 1881 г.
67.164a-b_front_CP4
Источник фото: www.metmuseum.org

Художественное платье.
Новая волна популярности историзма в костюме была связана с искусством прерафаэлитов. Художники этого направление в английской живописи, образовавшегося в 1848 году, боролись против слепого подражания классическим образцам, начавшегося в эпоху Высокого Возрождения. Они восхищались искусством флорентийских мастеров эпохи раннего Ренессанса, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело. Прерафаэлиты создали в изобразительном искусстве новый тип красоты — средневековый образ идеальной женственности: отрешённый, спокойный, таинственный. Женщины на их полотнах были одеты в длинные струящиеся платья без жесткой линии талии.

Данте Габриэль Россетти. Пиа де Толоме. 1868-1880.
Rossetti_-_Pia_de_Tolomei

Первые художественные платья, созданные под влиянием картин прерафаэлитов, появились 1850-е гг. Термин «художественное платье» («artistic dress») был придуман самими художниками: они называли так одежду, в которой модели позировали. Художественные платья отличали свободный силуэт, широкие длинные рукава с буфами, зачастую – отсутствие корсета. Выразительность художественного костюма создавалась за счет драпировок. Основным украшением служила вышивка, созданная вручную. Художественное платье обрело более широкую популярность в 1870-х годах, когда окрепло эстетическое направление, поддержавшее взгляды прерафаэлитов на костюм.

Платье. 1891 г.
CI68.53.9dig
Источник фото: www.metmuseum.org

Платье. 1894.
2006AV6129_jpg_l
© Victoria and Albert Museum, London.

Такие платья очень не походили на высокую моду того времени и пользовались популярностью в первую очередь среди богемных девушек.

Закрытый показ в Королевской Академии. Уильям Пауэл Фрит. 1883. Справа и слева девушки одеты в артистические платья, в центре - по обычной моде того десятелетия.
800px-Frith_A_Private_View_detail

Впрочем, высокая мода богемных кругов достаточно быстро подстроилась под запросы простых обывательниц, хотевших прикоснуться к миру эстетизма, но не решавшихся порвать с привычным корсетом. Стали появляться платья, в которых привычная жесткая линия талии сочеталась со струящимися тканями и средневековыми мотивами в отделке. Обычно артистические вольности позволяли себе при пошиве так называемых "платьев для чая", которые носили дома, в кругу близкой семьи.

Дневное платье. 1885
86_172_front_CP4
Источник фото: www.metmuseum.org

Стиль эпохи Директории.
Стиль Директории (1795-1799 г.) вошел в моду в самом конце 1880 годов, в ответ на тяготение моды к более естественному силуэту. В первую очередь источниками вдохновения для кутюрье XIX века послужили рединготы эпохи Директории - одежда для верховой езды, использующая элементы, типичные для мужского костюма.

Редингот. 1790 г.
529px-Woman's_redingote_c._1790
Фото из Википедии

Платье. 1888 год.
2006AV6118_jpg_l
© Victoria and Albert Museum, London.

Лиф. 1890-93 гг.
2006BB5784_jpg_l
© Victoria and Albert Museum, London.

Рукава-жиго
После Всемирной выставки в Париже в 1889 году стало очевидным, что на смену историзму, господствовавшему в искусстве более полувека, приходит модерн. Под влиянием новой эстетики появляется и новый идеал женской фигуры, которую Анатоль Франс в 1894 году сравнивал с «прекрасным подобием амфоры». Меняются крой и силуэт платья. На смену узким драпированным юбкам и тюнику (верхняя часть двойной женской юбки) приходят юбки, мягко облегавшие фигуру и расширяющиеся книзу. Однако именно в это время заката историзма в моду входят огромные пышные рукава с густой сборкой у плеча, получившие название «жиго», явное заимствование из арсенала модного костюма Возрождения.

Вечернее платье. 1894.
2006AV6122_jpg_l
© Victoria and Albert Museum, London.

Тициан. Любовь земная и любовь небесная. 1512-1515 гг.800px-Tizian_029

Платье. 1895.
kioto 1890_2
©The Kyoto Costume Institute, photo by Takashi Hatakeyama

Дневное платье. 1892-1894.
2006AV6124_jpg_l
© Victoria and Albert Museum, London.

Стоячие воротники.
В это же время (1890-е гг.) в моду опять входят высокие стоячие воротники на косточках, даже в летних платьях, где они исполнялись из кружева. Это еще одно заимствование из моды XVI века, только уже не итальянской, а испанской.

Платье. 1897 год.
2006AV6128_jpg_l
© Victoria and Albert Museum, London.

Портрет инфанты Катерны Микаэлы Испанской. Алонсо Санчес Коэльо. 1585 год.
CatalinaMicaelaSpain

Свадебное платье. 1905 год.
2011ER7626_jpg_l
© Victoria and Albert Museum, London.

Свадебное платье. 1899 год.
2010EH1087_jpg_l
© Victoria and Albert Museum, London.

Летнее платье. 1905 г.
2006AV6099_jpg_l
© Victoria and Albert Museum, London.

Накидка. 1895 год.
70.55.2_CP4
Источник фото: www.metmuseum.org

Стиль Первой Империи.
В начале XX века женский костюм становится все более и более удобным и функциональным, на смену жесткому силуэту приходят платья из мягкий струящихся тканей, которые можно было носить без корсета. Однако женская мода не спешила расставаться с историзмом. Вместо этого она приспособила к новым веяниям очередной исторический стиль - стиль Первой Империи, вдохновленный ампирными струящимися платьями с завышенной талией, популярными в самом начале XIX века.

Вечернее платье. 1910 г.
61.226.2_front_CP3
Источник фото: www.metmuseum.org

Платье в стиле ампир. 1800.
2006AM7793_jpg_l
© Victoria and Albert Museum, London.

Вечернее платье. 1911.
DT440
Источник фото: www.metmuseum.org

Вечернее платье. 1910-1914.
DT414
Источник фото: www.metmuseum.org

А потом была Первая Мировая война и мир стал другим, бесконечно далеким от рыцарской романтики и излишеств рококо. Историзм остался в прошлом. Он не исчез навсегда, он еще вернется в моду, но это будет уже совсем другая история.

Использованная литература.
Чарльз Ворт и работы его фирмы в собрании Эрмитажа. СПб., 2000
Lucy Johnston. Nineteenth century fashion in detail.V&A Publications, 2005
Чупрунова Е.С. Художественное и эстетическое платье в контексте изобразительного искусства Англии второй половины XIX века / Инновации молодежной науки: тезисы докладов Всероссийской научной конференции молодых ученых. СПб., 2011.
www.metmuseum.org
http://www.vam.ac.uk/
http://www.kci.or.jp
www.mcny.org

Еще на эту тему можно почитать:
Историзм в иллюстрациях модных журналов XIX - начала XX вв.
Мода рубежа 19-20 веков: от историзма к модерну.
Платья Чарльза Ворта из собрания Эрмитажа (Чарльз Ворт очень часто использовал исторические мотивы в своих костюмах).


Tags: историзм, мода
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments