alienordis (alienordis) wrote,
alienordis
alienordis

Category:

Рококо в моде XIX века

Продолжение ненадолго заброшенной серии про историзм в моде XIX века.

Возрождение стиля рококо в XIX веке происходила в рамках общего увлечения историзмом, характерного для этого столетия (подробнее читайте здесь).  Этот стиль, достигший своего рассвета при дворе Людовика XV, и, казалось, ушедший в небытие с началом Великой французской революции, начал возвращаться в моду в 1820-х гг. Это было время реставрации династии Бурбонов - они вернулись на французский престол после драматических событий правления Наполеона. Тогда правительственная пропаганда всеми доступными способами пытались напомнить населению о том, как прекрасно было жить при старом режиме и на определенном этапе даже добилась в этом определенных успехов. Французы с восхищением и ностальгией вспоминали эпоху Людовика XV, когда их страна находилась на вершине могущества, и окружали себя предметами, характерными для того времени. Разумеется, новая мода не могла не повлиять и на женский костюм.

Платье, 1878-80 гг. / Ф. Буше. Портрет Маркизы де Помпадур. 1750-58 гг.
Untitled
© Victoria and Albert Museum, London.



Была, правда, у возвращения в моду стиля рококо и гораздо более банальная причина. Популярные в XVIII веке шелка очень хорошо подходили к вошедшему в 1820-30 гг. в моду силуэту с пышными юбками и рукавами. Ткань эта была очень дорогая и женщины стали перешивать старые, вышедшие из моды платья.

Платье, сшитое в 1827-9 гг. из ткани 1770-80 гг.
2006BB4780_jpg_l
© Victoria and Albert Museum, London.

Платье, cередина XIX в. Перешито из ткани XVIII века.
IMG_8581
Из собрания Брюссельского музея моды и кружева.

Платье, cередина XIX в. Перешито из ткани XVIII века.
IMG_8584
Из собрания Брюссельского музея моды и кружева.

Постепенно к тканям XVIII века добавились и конструктивные особенности платьев эпохи рококо. Гладкий, прилегающий лиф, узкий рукав, обрамленный кружевом, квадратный вырез декольте, раскрывающаяся спереди верхняя юбка, украшения в виде бантов...

Платье. 1770-е годы.
CI30
© The Metropolitan Museum of Art, New York.

Вечернее платье. 1876-1878 г.
2006AV6110_jpg_l
© Victoria and Albert Museum, London.

Вечернее платье. 1881 г.
2006AV6114_jpg_l
© Victoria and Albert Museum, London.

Платье. Начало 1880.
DT1712
© Victoria and Albert Museum, London.

Очень популярным было использование в отделке платьев стилизованных бантов, символизирующих "узел любви" - традиционный элемент декоративного искусства XVIII века.

Платье. 1877 г.
31.24a-b_front_CP4
© The Metropolitan Museum of Art, New York.

Платье, 1890 г.
42.221.9a-b_front_CP4
© The Metropolitan Museum of Art, New York.

Бальное платье. 1900-05.
0f51d361685a
© The Metropolitan Museum of Art, New York.

Ткани теперь специально украшались орнаментами, популярными в эпоху рококо.

Орнаменты в "обивочном" стиле
Сложные орнаменты, характерные для обивки мебели были характерны для моды середины XVIII века.

Robe à la française. Середина XVIII века.
IMG_8462
Из собрания Брюссельского музея моды и кружева.

Вечерний костюм. 1888 г.
26.356a-c_front_CP4
© The Metropolitan Museum of Art, New York.

Платье. 1880-е.
20121109_121958
Источник: "Чарльз Ворт и работы его фирмы в собрании Эрмитажа". СПб., 2000.

Платье для ужина. 1877 год.
C.I.69.33.3ab_F
© The Metropolitan Museum of Art, New York.

Пастельные тона и полоски, украшенные нежными цветами.
Такие орнаменты были характерны для второй половины XVIII века.

Robe à l'anglaise. 1775-1780 гг.
IMG_8474
Из собрания Брюссельского музея моды и кружева.

Платье. 1885 год.
33.81a-b_front_CP4
© The Metropolitan Museum of Art, New York.

Дневное платье. 1872 г.
DT5639-crop
© The Metropolitan Museum of Art, New York.

Платье. 1900-1901.
61.219.8_threequarter_front_CP4
© The Metropolitan Museum of Art, New York.

Robe à la polonaise
Вошедшие в моду в 1870 гг. турнюры напомнили о robe à la polonaise (платье в польском стиле), бывшем популярным в 1770-1780 гг. Оно тоже носилось поверх турнюра, спереди сидело точно по фигуре и отличалось глубоким вырезом. Объемную юбку, благодаря специальным шнуркам, можно было приподнять, собрав сзади в красивые складки.

Robe à la polonaise. Ок. 1780 г.
1996.301ab_TQL1996.301ab_S1996.301ab_B
© The Metropolitan Museum of Art, New York.

Подчеркивая сходство моделей с костюмом XVIII века, кутюрье XIX столетия использовали в своих платьях раскрывающиеся спереди верхние юбки, демонстрирующие нижнюю.

Robe à la polonaise. Ок. 1880-е  г.
C.I.42.74.6_TQRC.I.42.74.6_F
© The Metropolitan Museum of Art, New York.

Платье. 1868 год.
2006BB4784_jpg_l
© Victoria and Albert Museum, London.

Вечернее платье. 1880-е.
41.319a
© The Metropolitan Museum of Art, New York.

Элементы мужского костюма
Что интересно, элементы мужского костюма XVIII века использовались в самых воздушных и женственных платьях.

Придворный костюм. 1774-1793 гг.
DT425
© The Metropolitan Museum of Art, New York.

Платье. 1875-80 гг.
67.110.91a-b_front_CP467.110.91a-b_back_CP4
© The Metropolitan Museum of Art, New York.

Платье. 1895 г.
41.904a-b_threequarter_front_CP441.904a-b_threequarter_back_CP4
© The Metropolitan Museum of Art, New York.

На рубеже XIX-ХХ веков историзм стал сдавать свои позиции. Европой теперь правил стиль ар нуво (или модерн, как его принято называть в России). Стиль рококо ушел из моды, оставив после себя лишь кружевную пену на воздушных платьях аристократок.

Платье. 1908 год.
60153_original
© The Metropolitan Museum of Art, New York.

О готических стилях в моде XIX века можно почитать здесь
Об историзме в моде XIX века на примере журнальных иллюстраций можно почитать здесь
О моде XVIII века можно почитать здесь




Tags: историзм, мода
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments