alienordis (alienordis) wrote,
alienordis
alienordis

Categories:

Рубенс и Ван Дейк в моде XVIII-XIX вв.

Примерно через сто лет после того, как Рубенс написал портрет свой жены Елены, этот образ стал очень популярен в Англии. Так называемый «костюм жены Рубенса» не выходил из моды (либо, периодически в нее возвращался) на протяжении всего XVIII века. Эпоха историзма еще не настала, поэтому платья с аллюзиями на образ Елены Фурмент не одевали в обычной жизни. В них появлялись на маскарадах или позировали для портретов.

Рисунок1

Мода эта особенно расцвела в Англии.

Портрет Hélène Fourment. 1635 г.
270PX-~1

Многие дамы на портретах в стиле "жены Рубенса" тоже держали в руках перо, чтобы подчеркнуть аллюзию со знаменитым полотном.

Томас Хадсон. Портрет леди Оксден. 1755-56 гг.
ca_1755_1756_margaret_lady_

Джордж Ромни. Шарлотта, леди Милнз. 1788 г.
Goerge Romney, Charlotte Lady Milnes 1788

Сходство портретов с оригиналом варьировалось от нарочитой имитации позы и костюма...

 Томас Хадсон. Портрет Лени Франсес (Финч) Куртоне. Около 1741.
44-100

... до весьма фантазийной трактовки.

Томас Гейнсборо. Портрет госпожи Грэхем. 1775 г.
graham

Мода на костюмы в стиле "жены Рубенса" породила еще одну тенденцию – моду на костюмы в стиле полотен ученика Рубенса Ван Дэйка.

Антонис Ван Дэйк. Портрет королевы Генриетты Марии с карликом. 1633 г.
361px-Anthonis_van_Dyck_013

Антонис Ван Дейк. Портрет лорда Джона Стюарта и его брата Бернарда Стюарта. Около 1638 г.
367px-Sir-Anthony-van-Dyck-Lord-John-Stuart-and-His-Brother-Lord-Bernard-Stuart

В стиле Ван Дэйка одевались не только женщины, но и мужчины. Именно мужские портреты портреты в костюмах эпохи Ван Дэйка снискали особенную популярность.

Джошуа Рейнольдс. Портрет Джорджа Джона Спенсера, 1774-76 гг.
reynolds133

Гейнсборо. Мальчик в голубом. 1770 г.
Thomas_Gainsborough_008

Некоторое время спустя костюмы в стиле великих фламадцев вошли в жизнь англичан и влились в повседневную моду того времени. В моде XIX века от них остались большие воротники, спадающие на плечи и кружевные манжеты с отворотами.

Платье, 1898 г.
1898_met
Источник: www.metmuseum.org

Платье для ужина. 1897-1900 гг.
dinner dress_1897-1900_met
Источник: www.metmuseum.org

Домашнее платье. 1894 г.
tea gown_1894_mcny
Источник: www.mcny.org

Платье, 1900-5 гг.
1900-5_met
Источник: www.metmuseum.org

Платье, 1895 г.
ca 1895_met
Источник: www.metmuseum.org

Отделка края ткани фестонами, как на нижней юбке платья с предыдущей картинки, получила в английском языке название "ван дейк" (van dyke) в честь великого художника (фестоны напоминали о воротниках с его картин). Такая отделка применялась в платьях самых разных стилей.

Платье, 1874-5 гг.
afternoon dress_1874-5_met
Источник: www.metmuseum.org

Платье, 1896 г.
ca 1896_met
Источник: www.metmuseum.org

Свадебное платье, 1879 г.
wedding dress_1879_met
Источник: www.metmuseum.org

Использованная литература:
Barbara Baines, Revivals in Fashion. 1981.
http://georgianaduchessofdevonshire.blogspot.ru/2008/06/rubens-wife-phenomenom.html

Еще на эту тему можно почитать:
Историзм в моде XIX - начала XX века. Издание второе, переработанное и дополненное.
Историзм в иллюстрациях модных журналов XIX - начала XX вв.

Готические стили в моде XIX в.
Стиль "Медичи" в моде XIX в.
Стиль барокко в моде XIX в.
Стиль рококо в моде XIX века

Мода рубежа 19-20 веков: от историзма к модерну.


Tags: 17 век, 18 век, 19 век, барокко, историзм, мода
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments